21.06.2018     0
 

Пьянство на руси


Можно ли в современном российском обществе представить себе человека, который бы в течение своей жизни ни разу не сталкивался бы с проблемой пьянства? К огромному сожалению, вряд ли. Прямо или косвенно, но алкоголь прочно вошел в нашу жизнь и убираться из нее в ближайшем будущем не собирается. Ведь даже если человек совершенно не пьет сам, то избежать контакта с пьяными практически невозможно: с одинаковой вероятностью с ними можно столкнуться и в общественном транспорте, и в местах общественного отдыха, и во дворе, рядом с детской площадкой.

Пьянство в России давно перестало быть проблемой отдельно взятой семьи и стало проблемой общества. Да и может ли быть иначе, если средь бела дня на улице часто можно натолкнуться на мирно или не совсем мирно почивающее на земле тело, перебравшее хмельного напитка. А о совершенных в пьяном угаре преступлениях не слышал, наверное, только глухой.

Зачем человек пьет?

Любому человеку, если только он не алкоголик в запое, чтобы выпить, нужен какой-нибудь побудительный мотив. Поэтому он придумал себе несколько удобных оправданий “на все случаи жизни”, чтобы в любой момент можно было опрокинуть рюмку-другую.

Самым универсальным оправданием является утверждение, что алкоголь повышает аппетит, взбадривает, поднимает настроение, способствует более оживленному общению в компании. Поэтому почти на всех празднованиях спиртное льется рекой. Но “развязывая” человеку язык, выпитое спиртное туманит ему разум, поэтому не случайно, что большинство преступлений, совершенных под воздействием алкоголя, приходится именно на такие разудалые застолья.

В холода люди зачастую пропускают рюмочку, чтобы согреться. Алкоголь действительно имеет свойство расширять кровеносные сосуды и увеличивать кровообращение, вследствие чего человеку становится теплее. Но беда в том, что русская душа очень часто не приемлет слова “довольно”. Поэтому “между первой и второй перерывчик небольшой”, а там третью “за милых дам” грех не выпить до дна, а в конечном результате такой “сугрев” заканчивается в больнице с отмороженными руками-ногами, а то и похуже – в морге.

Также часто любители выпить оправдываются тем, что в небольших дозах спирт имеет лечебные свойства при простуде, сердечно-сосудистых заболеваниях и болезнях желудочно-кишечного тракта. Причем нередко это в частных беседах подтверждают и сами врачи. Но так ли это на самом деле? В медицине спирт используют только как дезинфицирующее средство, и ни один врач официально не выпишет больному рецепт на спиртное для приема внутрь.

Ведь еще при жизни знаменитого врача И.И. Пирогова (1810-1881 гг.) на одном из съездов врачей была принята резолюция, что в человеческом организме нет ни одного органа, которому алкоголь был бы полезен, и что у алкоголя нет ни одного воздействия на человеческий организм, которое невозможно достичь другими лечебными средствами, менее разрушительными и надежными и полезными для организма.

Употребление хмельных напитков в древней Руси

Очень часто можно услышать, что русский народ – самый пьющий народ в мире и что эта национальная особенность заложена в русских генах издревле. Часто это даже служит причиной своеобразной гордости. Но так ли это на самом деле?

В языческую эпоху употребление хмельных напитков на Руси было в основном на праздниках (пиры, тризны, игрища). Основным сырьем для хмельных напитков в то время был мед, поэтому хмельные напитки были скорее бодрящими, чем опьяняющими: брага, медовуха, пиво. С Х века к ним добавилось и пришедшее из Византии виноградное вино.

Прием хмельных напитков обычно сопровождался обильной трапезой, поэтому особого ущерба для здоровья не представлял. Помните окончание многих народных сказок? “И мы там были, мед-пиво пили, по усам текло, а в рот не попало”.

В одной из первых древнерусских литературных памяток, “Повести временных лет”, креститель Руси, великий князь Киевский Владимир, выбирая, какую религию принять языческой Руси, сразу же отверг мусульманство, обосновав это такими словами: “Руси есть веселие пити, не можем без того быти”.

Может быть, князь не в последнюю очередь потому и выбрал православие, что православная церковь никогда не запрещала пить вино, хотя и требовала умеренности в выпитом. И пусть это шутка, но факт налицо: благодаря этой “Повести…” документальная история употребления хмельных напитков на Руси насчитывает более 1000 лет.

Историческая справедливость требует уточнить, что со времен Владимира Великого и вплоть до начала ХІV века на Руси пили или перебродивший мед, или хмельные напитки из сока винограда. Но поражает истинно русское разнообразие таких напитков: березовица, мед, сита, сикера, квас, вино!

Однако нет ни одного письменного свидетельства домосковской Руси, в котором бы говорилось, что пьянство приняло массовый характер, превратившись в социальную проблему. Употребление алкогольных напитков в то время было скорее ритуальным действием, производившимся по случаю важных событий: праздников, свадеб, поминок, т.е. было эпизодическим, к тому же с обильной и разнообразной закуской.

Патриархальный уклад жизни Киевской Руси сдерживал распространение пьянства. В те времена старики такими словами напутствовали молодежь: “Пейте вино веселия ради, а не для пьянства; пейте, да не упивайтесь”.

Может, поэтому в странах, где и в современном обществе сохранились и в наши дни древние традиции (Китай, Япония), нет столь ярко выраженной проблемы пьянства как социального явления, хотя алкогольные напитки в них не менее доступны, чем в России.

Московская Русь: начало пьянства

В первой половине ХІV века на Руси в повседневном обиходе появляются такие обозначения, как “вареное вино”, “горячее вино”, “хлебное вино”. Это уже не перебродившие мед или виноградный сок, а алкогольный напиток, полученный способом перегонки, или попросту самогон.

Когда в России начали гнать водку, точно не известно. Исторические документы свидетельствуют о том, что перерабатывать рожь и получать из нее ржаной спирт в России начали во временном промежутке с 1448 по 1474 г. Документально зафиксированный факт, что в 1533 г. в Москве по приказу Ивана Грозного был открыт первый в России “царев кабак”.

Однако напиваться каждый день в то время в нем было привилегией царских опричников. Простолюдинам разрешалось отвести душу только на Рождество, Дмитровскую субботу и Святую неделю. В другие дни попавшихся пьяниц били батогами, а “особо отличившихся” могли и в тюрьму посадить.

Пьянство как экономическое явление в России начинается с середины ХVІ века. В 1555 г. царь Иван Грозный шлет предписание своим наместникам повсеместно заводить “царевы кабаки”. Самое страшное то, что в этих кабаках высочайшим повелением разрешалось только лишь пить, а есть запрещалось. Нетрудно представить, как быстро в таком заведении человек пьянел и в хмельном угаре пропивал все ценное, что было при нем, а очень часто и на нем.

Если учесть, что к этому времени простолюдинам, крестьянам и посадским, запрещено было под страхом казни готовить дома традиционные для русского общества брагу, пиво и хмельной квас, не говоря уже о самогоне, то понятно, что такие кабаки изначально предназначались для простонародья.

Благодаря кабакам спаивание русского народа было поставлено на широкую ногу. Весь доход от торговли спиртным в этих кабаках поступал исключительно в царскую казну – это и было движущей силой питейной политики России в этот период.

Взошедший после смерти Ивана Грозного на престол Борис Годунов окончательно утвердил монополию государства в торговле водкой, уничтожив на всей территории Русского государства традиционные древнерусские корчмы, в которых прохожий мог не только выпить, но и поесть. В 1598 г. царским указом частным лицам, невзирая на социальное положение и прошлые заслуги, было запрещено торговать водкой.

Меньше чем через столетие пьянство стало настоящим бичом русского общества. Автор написанного в первой половине ХVІІ века «Описания путешествия в Московию» прусский ученый и дипломат Адам Олеарий поражался, что порок пьянства настолько распространен во всех сословиях московитов, как у духовных, так и у светских, среди мужчин и женщин, молодых и старых, что на валяющихся на улице в пыли пьяных никто уже не обращает внимание – настолько все привыкли к таким картинам.

Знакомая картина и в наши дни, не правда ли? Причина такого повсеместного пьянства была заложена в традиционных для русского народа радушии и гостеприимстве. На это прямо указывал в изданных в 1615 г. “Московских хрониках” шведский дипломат Питер Петрей. По его словам, тому, кто не пьет без остановки, не место среди русских. Если человек пьет меньше, чем русским бы хотелось, они таким человеком очень недовольны. Но если вы в состоянии выпить все, что вам нальют, русские к вам будут относиться, как к лучшему другу.

Исторический опыт борьбы с пьянством в России

В 1648 г. по многим крупным городам России прокатились “кабацкие бунты”. Их причиной стала неспособность простолюдинов платить в кабаках долги за выпитое. Да и в целях экономии качество продаваемых в этих кабаках водки стало отвратительным. О размахе и силе этих бунтов можно судить хотя бы по тому историческому факту, что для их подавления пришлось использовать войско.

Под влиянием патриарха Никона, имевшего огромное влияние на царя, царь Алексей Михайлович в 1652 г. созвал Земский собор, известный в истории России как “собор о кабаках”. После завершения собора выходит царский указ, которым ограничивалось число питейных заведений в городах. Также в этом указе были определены дни, в которые запрещалась продажа вина, общим числом более 180.

Получается, что, согласно этому Указу, русский человек полгода поневоле должен был соблюдать воздержание от спиртного. Также запрещалась продажа водки в долг и введена норма отпуска водки на одного человека – 1 чарка (в то время вмещала 143,5 г). К тому же цена на водку повышалась втрое.

По настоянию патриарха Никона особам “священнического и иноческого” чина продажа водки и вовсе была запрещена. Церковь на своих служениях значительно усилила проповеди о греховности и вреде пьянства. И такие меры дали положительный результат: отношение к пьяницам не только в церковных, но и в светских сословиях из иронично-дружелюбного превратилось в негативное.

Царский указ должен был неукоснительно выполняться. Но на историческую сцену вышла, как и не раз потом в дальнейшей истории России, очень мощная сила – экономическая выгода. Доход от водки стал к тому времени одним из главных источников пополнения царской казны. Сократить же потребление водки и при этом увеличить поступление в казну от ее продажи – задача непосильная даже для сегодняшних экономистов, что уж говорить о середине ХVІІ века!

Поэтому нет ничего удивительного в том, что царский указ строго соблюдался меньше 7 лет, а число кабаков, вопреки указу, так и не сократилось. Как и не раз потом в будущем, когда началось значительное уменьшение выручки от водки в казну, интересы государственной казны были поставлены выше интересов простого человека.

Все же следует заметить, что до царствования Петра І пьянство было распространено по большей части среди малоимущих классов, так как им приходилось свою потребность в спиртном утолять в силой навязанных кабаках. Среди аристократов и купечества пьяниц было сравнительно мало, не в последнюю очередь потому, что им было разрешено пить вино дома, где всегда присутствовала хорошая закуска.

Преимущества отрезвления народа

Если говорить о самом удачном опыте борьбы с пьянством в России, то это была кампания за трезвость, начатая в 1914 г. царским указом: на период мобилизации была запрещена продажа спиртного.

Источник http://alko03.ru/alkogolizm/semya-i-socium/pyanstvo-v-rossii.html

Повальное пьянство русских — это миф. Однако определённый процент людей, злоупотребляющих хмельными напитками, на Руси существовал всегда. И именно то, как вели себя с пьяными русские подтверждает, что пьянство было позором.

История пьянства на Руси

Считается, что в дохристианский и раннехристианский период на Руси пили умеренно, поскольку у большинства людей не было доступа к крепким напиткам. Вино привозили из-за моря, оно были слишком дорогими и по карману лишь знати и высшему духовенству. Да и те не спивались, так как вина по греческому обычаю было принято разбавлять водой.

Простой люд употреблял квас, мёд, пиво, брагу и только по особым случаям. Австрийский посол Сигизмунд Герберштейн свидетельствует: «Именитые, либо богатые мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршества и пьянства, а простой народ большей частью работает, говоря, что праздничать – дело господское».

Между тем Прыжков, давая в книге «История кабаков в России» описание пиров, устроенных в 1148 году новгородским князем Изяславом и в 1152 году киевским князем Вячеславом, упоминает: «Всякое мирское дело непременно начиналось пиром или попойкой, и поэтому в социальной жизни народа напитки имели громадное культурное значение».

К чему же это приводило? Ещё в 1377 году возле реки с «говорящим» названием Пьяна пало в битве с татарами войско князя Ивана Суздальского, приходившегося родичем Дмитрию Донскому. Воины превратились в легкую добычу для врагов, поскольку вместо подготовки к бою предались «веселию и бражничеству». То же самое произошло и во время битвы при Суздале. Потерявшая после выпивки бдительность дружина московского князя Василия II была разбита, а сам князь попал в плен.

Кстати, уже тогда существовало средство под названием «похмелье». Оно представляло собой жирную и острую похлебку с большим количеством соленых огурцов и по вкусу напоминало рассольник.

Вместе с тем пьянство не было распространенным явлением. Люди, страдающие этим пороком, подвергались общественному осуждению.

Допетровская эпоха

В 1474 году, при Иване III, впервые была сделана попытка навести хоть какой-то порядок в алкогольной сфере. Царь запретил свободно варить мёд и пиво, а также употреблять хмельные напитки в иные дни, кроме праздников.

Василий III, в свою очередь, выстроил в Москве посад под названием Налейки. Там можно было баловаться хмельными напитками когда угодно и сколько угодно, но это касалось только иноземцев. Русских туда не пускали.

В 1552 году по указу Ивана Грозного в столице открыли первый «царев кабак», где подавали «зелено вино». Простые люди могли только покупать его в кабаках, чтобы средства шли в казну, тогда как аристократии и приближенным царя разрешалось производить и потреблять спиртное дома. Между прочим, царским опричникам в кабаках подавали водку, а все остальные вынуждены были довольствоваться вином.

При этом за появление в общественных местах в нетрезвом виде пьяниц (на Руси их звали «питухами») сажали в так называемую «бражную» тюрьму. Там их держали, пока они не трезвели. Если человека задерживали за пьянство вторично, его подвергали битью батогами. В третий раз – били уже кнутом и приговаривали к тюремному заключению.

Если же нарушитель задерживался за пьянство неоднократно, то его могли посадить в бочку со спиртным. Содержимое её состояло из продуктов брожения и перегонки и было таким крепким, что несчастный буквально мариновался заживо. Иногда плоть отделялась от костей и человек погибал страшной смертью.

Патриарх Никон ввёл запрет на спиртное в монастырях, если кто-то нарушал это табу, его могли лишить духовного сана и сослать куда-нибудь в отдаленную обитель, а в храмах стали читаться проповеди против пьянства.

Если человек умирал от пьянства, его хоронили вне пределов кладбища, обычно у перекрестков, в назидание другим.

В правление царя Алексея Михайловича Тишайшего питейные заведения вынесли за городские границы, да и количество их уменьшилось. При этом спиртное стало стоить втрое дороже, и одному человеку запрещалось отпускать более одной чарки (это около 150 граммов). Если же кого-то уличали в подпольном производстве и продаже алкогольных напитков, то ему грозило тюремное заключение вкупе с конфискацией имущества. Также запрещалось продавать спиртное в постные дни, религиозные праздники и определенные дни недели.

При Петре I политика по отношению к пьянству была двоякой. С одной стороны, царь регулярно устраивал «ассамблеи», где спиртное подавалось в довольно приличных количествах. С другой – подданные, злоупотреблявшие спиртными напитками, при нём подвергались довольно суровому наказанию: им на грудь вешали медаль «За пьянство» весом до 12 килограммов.

Как «лечили» пьяниц

В средневековых травниках встречается множество рецептов от пьянства. Например, рекомендации добавлять в спиртное порошок из толченых клопов, слизь жаб и лягушек, конский навоз и даже трупных червей.

Относительно близким к медицине можно считать такой метод. На больного алкоголизмом напускали пчел, которые его вовсю жалили, а потом подносили стопку. Это вызывало подобие анафилактического шока, и человек уже боялся пить, чтобы не умереть.

Если к представителям высших слоёв общества ещё относились снисходительно (например, во время застолий к перебравшим спиртного приставлялись специальные люди, выводившие их «проветриться» и облегчить желудок), то для простых крестьян или ремесленников возлияния могли закончиться плачевно – в лучшем случае насильственным «лечением», а в худшем — плетями, тюрьмой, а то и смертью.

Источник http://cyrillitsa.ru/history/50857-chto-delali-s-pyanymi-na-rusi.html

Миф о русском пьянстве

Автор – Николай Петрович Оплетин

«Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народе русском», Екатерина II.

Пьянство – национальная и исконная черта русского народа? Такое весьма распространённое мнение укоренилось давно и прочно. И это неудивительно: ведь, по словам президента Дмитрия Медведева, в стране потребляется около 18 литров чистого алкоголя в год, что приблизительно эквивалентно 50 бутылкам водки на каждого россиянина, включая младенцев.

Сетует глава Российского государства на то, что у пьянства в России исторические корни: «Мы с вами люди вполне реалистичные, надеюсь, и понимаем, что пьянство является вековой проблемой. Как в стране, где в общем довольно холодный климат, у нас в России употребляют в основном крепкие алкогольные напитки, это, естественно, влечёт более быстрое к ним привыкание, более ударные дозы алкоголя, которые потребляются людьми, и в результате, конечно, это создаёт просто проблему алкоголизации. »

Но так ли это? Почему проблема алкоголизации народа в России приобрела характер национальной трагедии? Как могло случиться, что талантливый, трудолюбивый, совестливый русский народ начал спиваться? Предлагаю сообща разобраться в этом.

Я считаю, что утверждение, будто у пьянства в России исторические корни, не имеет ничего общего с действительностью. Данный исторический миф представляет собой серьёзную опасность, т.к. навязывает русским людям несвойственную им склонность к чрезмерному употреблению алкоголя. Я полагаю, что на самом деле пьянство было совершенно не свойственно нашим предкам. До крещения Руси у славян было только три повода поднять хмельную чару: после рождения ребёнка, в честь победы над врагом и во время похорон. В те времена на Руси не было водки и многих других вредных для здоровья напитков. Пили русичи медовуху (сброженный и очищенный мёд), которая лишь укрепляла их здоровье. Вином на Руси угощали только почётных гостей: наливали одну, реже две крохотные рюмочки и подолгу смаковали. Кроме того, вино почиталось лечебным средством от разных хворей.

А как же появилась в России водка? Ведь её многие ошибочно считают русским «изобретением». Водка появилась в России всего пять веков назад. Её завезли генуэзские купцы в 1428 году. Русские не имели никакого отношения к её «изобретению». Эта «честь» принадлежит арабам. Более того, сразу после знакомства русских с водкой она попала под запрет. Во времена мощного подъёма России в ХV-ХVII веках русские являлись самой трезвой нацией в мире.

Даже иностранцы, бывавшие в России в те времена, отмечали, что трезвый образ жизни – национальная черта наших предков. Пить водку русские стали лишь в середине XVI столетия, когда по воле Ивана Грозного в Первопрестольной был открыт первый «царёв кабак». Правда, поначалу крепость её была совсем не такой, как сейчас, всего 14 градусов. Отмечу так же, что до конца XIX века водку и другие спиртные напитки в России можно было купить только в питейных домах. И пьянствовала лишь весьма узкая прослойка населения, так как употреблять спиртное разрешалось только в самом кабаке, а ходить туда было неприлично.

Привычку к водке начал насаждать Пётр I, сам большой любитель выпить (чему он, кроме прочего, обучился в «просвещённой Европе»). Хотя, справедливости ради, стоит сказать, что и при Петре I в Сибири действовали «винные статьи» по «кабацкой части», свидетельствующие о том, что он пьяницам особо не благоволил и присваивал им звание «питухов». В регламенте Царь делил их на три категории: «питуха» из простого народа наказывали битьём палками; из чиновных людей – наставлениями воевод; из людей гулящих – принудительными работами.

Русская Православная Церковь всегда активно противостояла греху пьянства. Ещё в XIII веке митрополит Киево-Владимирский Кирилл проповедовал против пьянства: «Пьяницы – все отвергаются, ибо лучше один достойный служитель алтаря, чем тысяча беззаконных». В XIV веке митрополит Московский Алексий пишет: «Смотрите, дети. Отчего нам всё это приключилось? От нашей неисправности перед Богом. Ещё, дети, пишу вам о том, чтобы вы отсекли от себя корень зла, возбуждающий всякое беззаконие, – пьянство. Оно, во-первых, погубляет душу, отнимает зрение очей, тело делается безсильным, сокращает жизнь телесную, истребляет в человеке страх Божий, отделяет его от Бога и доводит его до нищеты душевной и телесной. Смотрите же, дети, сколько зла в пьянстве».

Интересно, что в конце XIX века в одной из российских губерний появился Союз чаепитников. Перед въездом в зону Союза стоял огромный самовар, и любой путник мог безплатно выпить чашку хорошего чаю. Найти же там стакан водки либо вина было невозможно. В соответствии с местными законами. на пьяниц в зонах трезвости налагали штраф и телесное наказание – до 25 ударов палкой.

Потребление алкоголя в России стало расти лишь к 1914 году, достигнув 4,7 литра на душу населения (сравните с нынешними 18 литрами). Заметим, что уровень потребления алкоголя в Европе и Америке в те годы был в 2 раза выше, чем в России.

В России всего 100 лет назад 95% детей до 18 лет, 90% женщин и 43% мужчин были абсолютными трезвенниками (т.е. вообще ни разу в жизни не пробовали алкоголь!). Одним этим фактом можно пригвоздить к позорному столбу тех, кто распространяет миф о генетической склонности славян к винопитию. А в начале Первой мировой войны в России был объявлен «сухой закон» до 1925 года. Но и после отмены его чрезмерного потребления алкоголя и близко не наблюдалось. В 1932 году мы едва «дотянули» до 1 литра в год потребления водки на душу населения, в 1950 году – до 1,85 литра.

В последующие годы уровень употребления алкоголя в нашей стране начал медленно, но верно расти. Но даже при этом Советский Союз оставался одной из трезвейших держав мира. В те годы советский человек потреблял в 3 раза меньше чистого спирта, чем англичанин, в 7 раз меньше, чем американец, и в 10 раз меньше, чем француз. Никто никогда не говорил о генетически склонных к пьянству французах или американцах. А о русских пьяницах наслышаны во всём мире.

Так откуда же взялся миф о том, что русские – пьющая нация?! Откуда же эта вера в то, что основная проблема Руси – пьянство?

Всё очень просто. Этот миф придумали те, кому выгодно, чтобы наш народ как можно больше употреблял алкоголя. Они совсем недавно чуть ли не ежеминутно «вбивали» этот миф в наше сознание с помощью разнообразной рекламы. Разумеется, в этом были заинтересованы не только дельцы, но и исконные враги русского народа. Они давно рассматривают алкоголизацию России как один из видов направленного против нас оружия в информационно-психологической войне, развязанной против православной России Западом.

Мне думается, что мы живём, не замечая, что вокруг уже бушует Третья мировая война, так не похожая ни на одну из предыдущих. Это война психотронная. Война, в которой используются новейшие достижения в области воздействия на психику человека, используются, в частности, технологии нейролингвистического программирования. Борются в этой войне не за территории, а за ресурсы и власть над умами. Зачем завоёвывать территории, если можно завоевать души? Ведь тот, кто контролирует сознание людей, сможет получить всё – и власть, и богатство.

Надо сказать, что безжалостно расправляться с подрастающим поколением российских граждан, истреблять молодёжь России, её будущее, – у мировой закулисы получается виртуозно! По словам архимандрита Тихона (Шевкунова), наместника Сретенского монастыря в Москве, ставшего по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Священного Синода сопредседателем Церковно-общественного совета по защите от алкогольной угрозы, «особую опасность для России представляет детское пьянство. За последнее десятилетие резко снизился возраст приобщения к алкоголю – с 16 до 13 лет. По данным общероссийского опроса молодёжи, алкогольные напитки потребляют 80,8% подростков и молодёжи. По данным ВОЗ, из 100 выпускников школ 2009 года до пенсии доживут 90% английских мальчиков и только 40% наших, русских. И виной тому будет алкоголь!»

Подводя итог, скажу, что миф об исторических корнях русского пьянства является ложью. Спивающаяся современная Россия – это результат развязанного алкогольно-наркотического террора против граждан страны. «Возраст» российского пьянства совпадает с возрастом демократии и либерализма в России.

Закончить статью хотелось бы замечательными строками стихотворения Бориса Кардаша:

Очнись, великая Россия!

И с пьяных четверенек встань.

Довольно алчным ханам змия

Платить чудовищную дань!

Быть или пить – всего два слова,

Но в них душою мы горим.

Вот наше поле Куликово,

Вот где за Русь мы постоим!

И если хочешь ты Отчизне

Хмельные путы разорвать,

Вернуть народ свой

к трезвой жизни –

Возьми свой меч,

встань в нашу рать!

Одним из самых удачных определений недуга пьянства, по моему мнению, являются слова святителя Василия Великого: «Пьянство – это добровольно накликаемый бес, через сластолюбие вторгающийся в душу»…

Источник http://genocid.net/%D0%BC%D0%B8%D1%84-%D0%BE-%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D0%BF%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5/


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Свежие комментарии